О программе
С чего все начиналось?
У меня двое взрослых детей. Им сейчас 32 и 25 лет. Они получили хорошее образование. Кроме русского, свободно владеют иностранными (по два каждый) языками.
Так случилось, что читать они начали очень рано: дочь в 2,5 года, сын – в 3.
Говорить моя дочь начала еще до того, как пошла, в 8 месяцев, в 1год 8 месяцев она уже знала все буквы, так, что к 2 годам надо было решать: а что дальше?
С сыном было уже легче: наработанный материал помогал.
Тогда я не думала о том, что надо создать методику, шла за интересом ребенка, подкидывая книжечки, циферки, карандашики.
Тогда не было той стройной системы, которая сложилась за более, чем 30 лет репетиторской работы с другими детьми. Вопросы умных ребят наводили на размышления по поводу обучения русскому языку в школе.
Например, почему второстепенные члены предложения изучаются раньше, чем падежи; чем отличаются члены предложения от частей речи; чем отличается форма слова от родственных слов и т.д.?
Сначала были отдельные дети, потом группы…
Проблемы у всех одни: отсутствие знаний по русскому языку.

Сегодня можно говорить о сложившейся системе преподавания русского языка в начальной школе, которая существенно отличается от системы преподавания в массовой школе.
Разница программ
Сравнение программы по русскому языку общеобразовательной школы и семейных классов
  • Фонетический подход
    Детей сначала знакомят с буквами, учат с помощью букв по наглядным образцам составлять слова и читать их. После того, как дети овладевают чтением, их знакомят с правилами русского языка, а писать под диктовку они начинали только в конце 3 класса.
  • Визуально-графический подход

    Зрительный метод направлен на то, чтобы дети привыкали писать в соответствии с тем, что видят, а изучение системы правил позволит усвоить логику языка.

  • Отсутствие системы подачи материала
    Когда дети, не видя букв, 2−3 года работают со звуковым составом слова. У их формируется слуховая доминанта, звуковой образ становится для них главным. Вот и пишут дети слово «Агурец».
  • Продуманная структура построения программы
    В семейных классах ППЦ «Симона» уже в дошкольный период дети читают плавно и пишут достаточно сложные тексты без ошибок. Это позволяет им успешно обучаться дальше и усваивать программу начальной школы за более короткий отрезок времени.
  • Неупорядоченное повторение
  • Повторение, как важный этап обучения

Современная неграмотность — системная ошибка.

В русском языке не существует однозначного соответствия между звучанием слова и его написанием. Поэтому писать на слух, «как слышишь», нельзя, в этом состоит сложность обучения грамотному письму.

До середины 80-х годов прошлого века все учебные программы начальной школы использовали визуально-графический метод подачи информации. Детей сначала знакомили с буквами, учили с помощью букв по наглядным образцам составлять слова и читать их. После того, как дети овладевали чтением, их знакомили с правилами русского языка, а писать под диктовку они начинали только в конце 3 класса.

Зрительный метод был направлен на то, чтобы дети привыкали писать в соответствии с тем, что видели, а изучение системы правил позволяло усвоить логику языка.

Во второй половине 80-х были разработаны программы, в основу которых был положен звуковой анализ речи. Современные программы обучают в первую очередь звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только потом детей знакомят с буквами. Современные программы учат детей писать так, как они слышат.

Когда дети, не видя букв, 2−3 года работают со звуковым составом слова. У их формируется слуховая доминанта, звуковой образ становится для них главным. Вот и пишут дети слово «Агурец».

Если ребёнок пишет так как слышит, то у него закрепляется и зрительно-двигательный неграмотный образ слова. Чем чаще он так пишет и видит эту неграмотную запись, тем привычнее она воспринимается и в дальнейшем воспроизводится.

В том, что современные дети пишут неграмотно, мало и плохо читают виноваты не компьютеры и другие гаджеты, а программы начальной школы.

Семейные классы ППЦ «Симона» в своей работе использует визуально-графический способ обучения.

Уже в дошкольный период дети читают плавно и пишут достаточно сложные тексты без ошибок. Это позволяет им успешно обучаться дальше и усваивать программу начальной школа за более короткий отрезок времени.

О программе по русскому языку семейных классов «СиМОНа».
Программа по русскому языку в начальной школе «От понимания к запоминанию» © разработана к.п.н. Н.И. Бабич.
Курс «Русский язык» рассчитан на 1 год дошкольного обучения и 3 года в начальной школе, на 3 урока в неделю.
Апробация курса прошла в рамках семейной формы обучения, в школе «Интеллектуал» (2018-2020),«Дети и наука» (2019-2020).
Получен положительный отзыв от учителей, работающих по данной методике (подробнее на сайте в шапке профиля).
Программа рассчитана на 3 года обучения и основывается на курсе подготовки к школе, представленный учебником «Букварь. В гости к фее Эвелине, или Цветные приключения для письма и чтения»© и учебником «Орфограмма, ко мне!»©, которые являются пропедевтическим курсом русского языка в начальной школе.

Весь материал делится на 3 части:
1. «Прописи», «Орфограмма снова с нами»© – 1-2 класс;
2. «К планете Синтаксис»© – 3 класс;
3. «Морфология – повелительница слов» © – 4 класс.
Программа построена на основе линейно- концентрического принципа подачи материала, т.е. он выстраивается на основании уже полученных знаний с постепенным знакомством с новым.
Задача начальной школы – формирование понятийного аппарата, как способ формирования абстрактного мышления, необходимого для освоения курса в средней школе.
Поэтому в данной программе применяется принцип дидактической инверсии (Соловьев Р.Б.), согласно которому «Синтаксис» становится базой для изучения «Морфологии», т.к. слово «живет» в предложении.
На основании многолетней работы автора в этом направлении, курс оправдал подобную структуру подачи материала и дал неплохие результаты.
Авторские права защищены сертификатами АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (15 авторских свидетельств).
Мои контакты:
Phone: +7 985 222 98 00
E-mail: smart-martha@yandex.ru

© Н. И. Бабич

Made on
Tilda